+7 (905) 214-28-22
+7 (911) 938-37-14
+7 (905) 209-99-11

Санкт-Петербург
РГПУ им.А.И.Герцена
ИФКиС,каф.гимнастики и фитнес-технологий
Лиговский пр.275

 

Главная \ Фитнес в ДОУ и школе \ Фитнес в школе \ ЛЕКЦИИ \ Требования к подбору музыкального сопровождения

Требования к подбору музыкального сопровождения


Ю.В. Смирнова
ассистент кафедры теории и методики физической культуры
РГПУ им. А.И. Герцена


Музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью и одним из характерных признаков фитнес-программ. Все занятия фитнесом, независимо от направления фитнес-программы и контингента занимающихся, проводятся под музыкальное сопровождения. Именно поэтому вопрос его грамотного и целенаправленного выбора и применения является значимым аспектом профессиональной деятельности специалиста по фитнесу и важным профессиональным умением.
Доказано, что музыкальное сопровождение может оказывать положительное влияние не только на повышение эмоциональности занятий физическими упражнениями и интереса к ним занимающихся, но и влиять на на различные системы организма человека. Восприятие музыки может ус­корять или снижать сердечные сокращения, обнаружено усиливающее действие музы­кальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра.
В занятиях фитнесом также могут быть задействованы психологические механизмы оздоровительного воздействия музыки: ка­тарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состоя­ния); облегчение осознания собственных переживаний; конфронтация с жизненными проблемами; повышение социальной активности; при­обретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение форми­рования новых отношений и установок и др.
Следует особо подчеркнуть, что для достижения положительного эффекта применения музыки в занятиях фитнесом специалисты должны владеть необходимыми знаниями и практическими умениями в её использовании.
В помощь педагогам-практикам нами проанализированы, обобщены и сформулированы чёткие требования к подбору музыкального сопровождения и разработаны частные методические рекомендации.

Общие требования к подбору музыкального сопровождения:
    Соответствие возрастным психофизиологическим особенностям занимающихся. Содержание текста музыкального произведения, его образа, характера, продолжительности звучания, формы, средств музыкальной выразительности и др. должно быть понятно, доступно восприятию конкретного контингента занимающихся.
    Соответствие цели и задачам занятия и его частей. В зависимости от направления занятия и его целевой установки, подбирается соответствующая музыка, темп и характер которой должен определённой части урока и способствовать решению поставленных задач.
    Эстетическая целесообразность. Музыка должна обогащать внутренний духовный мир занимающихся, их опыт музыкального восприятия, доставлять им эстетическое наслаждение и, соответственно, способствовать наиболее эстетичному выполнению движений. При этом важным является не только сам выбор  музыкальных произведений, но и качество их воспроизведения.
К частным требованиям к применению музыкального сопровождения в занятиях фитнесом можно отнести следующие
    Соответствие продолжительности звучания одной мелодии контингенту занимающихся и запрограммированной физической нагрузке. Так, например, продолжительность звучания одной мелодии: для младших дошкольников – 1,5-2 мин., старших дошкольников – 3-4 минуты, младших школьников - до 4 – 5 минут, для учащихся средних и старших классов, взрослых людей – возможно использование более продолжительных мелодий.
    Разнообразие музыкальных произведений. Соблюдение этого требования возможно во всех занятиях физическими упражнениями, даже в таких специфических направлениях как йога и гирокинезис, где предполагается достаточно однообразное музыкальное сопровождение. Необходимо знать, что достичь разнообразия можно не только за счёт различных музыкальных темпов, ритмов,  громкости звучания, музыкальных стилей. Разнообразить фонограмму занятия можно за счёт использования музыки разных исполнителей, разных тембров голоса (мужской – женский, высокий – низкий и т.д.), различных вариантов инструментальной обработки (разный состав музыкальных инструментов).
    Корректность купюр (сокращения музыкального произведения за счёт удаления того или иного его фрагмента). В том случае, если возникла необходимость прервать звучание музыки (например, в песне очень длинное, затянутое вступление или окончание, много куплетов), необходимо сделать это, не нарушая целостность композиции, с чётким и логичным началом и окончанием музыкальной фразы.
    Доступность идейного содержания, образа музыкального произведения для восприятия и, при постановке такой задачи, выражения  в движении занимающимся. Соответственно, подбор музыкальных произведений должен осуществляться в соответствии с их музыкально-слуховым и двигательным опытом.
Указанные общие и частные требования могут быть дополнены следующими методическими рекомендациями:
    Форма музыкального произведения имеет большое значение. Большинство педагогов вполне оправданно предпочитают составление композиций под музыку куплетно-припевной формы (песни), с чёткой, ясной фразировкой, что особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, и, в целом, довольно удобно Соответственно, чем старше занимающиеся, чем богаче их опыт восприятия музыки и движения, двигательная и музыкальная память, тем более сложные музыкальные произведения могут быть использованы. Однако в занятиях физической культурой лучше не злоупотреблять сложными многочастными формами произведений.
    При необходимости проведения упражнений с определённой дозировкой, не укладывающейся в наиболее типичное строение музыкальной фразы, состоящей из 4х8 счётов (так называемый «квадрат»), можно рекомендовать использовать фоновую инструментальную музыку (нон-стоп, релаксационную, «звуки природы»), имеющую свободное строение.
    Разнообразие музыкальных стилей обогащает слуховой и эстетический опыт занимающихся любого возраста, расширяет кругозор, поэтому желательно использование музыки в разных стилях (классика, народная музыка (возможно – в современной обработке), песни народов мира, музыка молодых детских композиторов в современных ритмах, при занятиях с детьми среднего и старшего возраста, со взрослыми – популярную у этого контингента занимающихся музыку, соответствующую эстетическим требованиям). При планировании не следует всё занятие  проводить под музыкальные произведения в одном стиле, характере, темпе, психика занимающихся от этого устаёт и возникает негативная реакция, отторжение той или иной музыки.
    Использование музыкальных произведений в различных жанрах (песня, марш, танец и т.д.) должно соответствовать решению конкретных двигательных задач с учётом правильного формирования музыкальных представлений занимающихся, их художественно-эстетического вкуса ().
Важное значение имеет отношение занимающихся к музыкальному материалу, используемому в занятиях. Если музыка не нравится, то её использование способно вызвать негативную реакцию не только по отношению к конкретному музыкальному произведению, но и по отношению к занятию в целом. Соответственно, при формировании фонограммы для занятий, педагог должен знать и в разумных пределах учитывать музыкальные предпочтения занимающихся, вместе с тем, следует стремиться к расширению их музыкальных горизонтов, воспитанию хорошего музыкального вкуса и постепенно знакомить с различными музыкальными произведениями, развивающими эстетическое чувство воспитанников.

 Требования к подбору музыкального сопровождения


Ю.В. Смирнова
ассистент кафедры теории и методики физической культуры
РГПУ им. А.И. Герцена


Музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью и одним из характерных признаков фитнес-программ. Все занятия фитнесом, независимо от направления фитнес-программы и контингента занимающихся, проводятся под музыкальное сопровождения. Именно поэтому вопрос его грамотного и целенаправленного выбора и применения является значимым аспектом профессиональной деятельности специалиста по фитнесу и важным профессиональным умением.
Доказано, что музыкальное сопровождение может оказывать положительное влияние не только на повышение эмоциональности занятий физическими упражнениями и интереса к ним занимающихся, но и влиять на на различные системы организма человека. Восприятие музыки может ус­корять или снижать сердечные сокращения, обнаружено усиливающее действие музы­кальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра.
В занятиях фитнесом также могут быть задействованы психологические механизмы оздоровительного воздействия музыки: ка­тарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состоя­ния); облегчение осознания собственных переживаний; конфронтация с жизненными проблемами; повышение социальной активности; при­обретение новых средств эмоциональной экспрессии; облегчение форми­рования новых отношений и установок и др.
Следует особо подчеркнуть, что для достижения положительного эффекта применения музыки в занятиях фитнесом специалисты должны владеть необходимыми знаниями и практическими умениями в её использовании.
В помощь педагогам-практикам нами проанализированы, обобщены и сформулированы чёткие требования к подбору музыкального сопровождения и разработаны частные методические рекомендации.

Общие требования к подбору музыкального сопровождения:
    Соответствие возрастным психофизиологическим особенностям занимающихся. Содержание текста музыкального произведения, его образа, характера, продолжительности звучания, формы, средств музыкальной выразительности и др. должно быть понятно, доступно восприятию конкретного контингента занимающихся.
    Соответствие цели и задачам занятия и его частей. В зависимости от направления занятия и его целевой установки, подбирается соответствующая музыка, темп и характер которой должен определённой части урока и способствовать решению поставленных задач.
    Эстетическая целесообразность. Музыка должна обогащать внутренний духовный мир занимающихся, их опыт музыкального восприятия, доставлять им эстетическое наслаждение и, соответственно, способствовать наиболее эстетичному выполнению движений. При этом важным является не только сам выбор  музыкальных произведений, но и качество их воспроизведения.
К частным требованиям к применению музыкального сопровождения в занятиях фитнесом можно отнести следующие
    Соответствие продолжительности звучания одной мелодии контингенту занимающихся и запрограммированной физической нагрузке. Так, например, продолжительность звучания одной мелодии: для младших дошкольников – 1,5-2 мин., старших дошкольников – 3-4 минуты, младших школьников - до 4 – 5 минут, для учащихся средних и старших классов, взрослых людей – возможно использование более продолжительных мелодий.
    Разнообразие музыкальных произведений. Соблюдение этого требования возможно во всех занятиях физическими упражнениями, даже в таких специфических направлениях как йога и гирокинезис, где предполагается достаточно однообразное музыкальное сопровождение. Необходимо знать, что достичь разнообразия можно не только за счёт различных музыкальных темпов, ритмов,  громкости звучания, музыкальных стилей. Разнообразить фонограмму занятия можно за счёт использования музыки разных исполнителей, разных тембров голоса (мужской – женский, высокий – низкий и т.д.), различных вариантов инструментальной обработки (разный состав музыкальных инструментов).
    Корректность купюр (сокращения музыкального произведения за счёт удаления того или иного его фрагмента). В том случае, если возникла необходимость прервать звучание музыки (например, в песне очень длинное, затянутое вступление или окончание, много куплетов), необходимо сделать это, не нарушая целостность композиции, с чётким и логичным началом и окончанием музыкальной фразы.
    Доступность идейного содержания, образа музыкального произведения для восприятия и, при постановке такой задачи, выражения  в движении занимающимся. Соответственно, подбор музыкальных произведений должен осуществляться в соответствии с их музыкально-слуховым и двигательным опытом.
Указанные общие и частные требования могут быть дополнены следующими методическими рекомендациями:
    Форма музыкального произведения имеет большое значение. Большинство педагогов вполне оправданно предпочитают составление композиций под музыку куплетно-припевной формы (песни), с чёткой, ясной фразировкой, что особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, и, в целом, довольно удобно Соответственно, чем старше занимающиеся, чем богаче их опыт восприятия музыки и движения, двигательная и музыкальная память, тем более сложные музыкальные произведения могут быть использованы. Однако в занятиях физической культурой лучше не злоупотреблять сложными многочастными формами произведений.
    При необходимости проведения упражнений с определённой дозировкой, не укладывающейся в наиболее типичное строение музыкальной фразы, состоящей из 4х8 счётов (так называемый «квадрат»), можно рекомендовать использовать фоновую инструментальную музыку (нон-стоп, релаксационную, «звуки природы»), имеющую свободное строение.
    Разнообразие музыкальных стилей обогащает слуховой и эстетический опыт занимающихся любого возраста, расширяет кругозор, поэтому желательно использование музыки в разных стилях (классика, народная музыка (возможно – в современной обработке), песни народов мира, музыка молодых детских композиторов в современных ритмах, при занятиях с детьми среднего и старшего возраста, со взрослыми – популярную у этого контингента занимающихся музыку, соответствующую эстетическим требованиям). При планировании не следует всё занятие  проводить под музыкальные произведения в одном стиле, характере, темпе, психика занимающихся от этого устаёт и возникает негативная реакция, отторжение той или иной музыки.
    Использование музыкальных произведений в различных жанрах (песня, марш, танец и т.д.) должно соответствовать решению конкретных двигательных задач с учётом правильного формирования музыкальных представлений занимающихся, их художественно-эстетического вкуса ().
Важное значение имеет отношение занимающихся к музыкальному материалу, используемому в занятиях. Если музыка не нравится, то её использование способно вызвать негативную реакцию не только по отношению к конкретному музыкальному произведению, но и по отношению к занятию в целом. Соответственно, при формировании фонограммы для занятий, педагог должен знать и в разумных пределах учитывать музыкальные предпочтения занимающихся, вместе с тем, следует стремиться к расширению их музыкальных горизонтов, воспитанию хорошего музыкального вкуса и постепенно знакомить с различными музыкальными произведениями, развивающими эстетическое чувство воспитанников.